0
Список товаров
Список товаров
Избранное (1)
Добавлено к сравнению
Добавлено к сравнению

История развития декоративного садоводства

Когда возникло искусство декоративного садоводства?

В VI-II вв. до н.э. садоводство уже сформировалось и достигло довольно высокого уровня. Именно к этому периоду относятся первые упоминания о садах Египта, Ассирии и Вавилонии (знаменитые висячие сады Семирамиды). Несколько позднее в Древнем Иране и Персии не только создаются прекрасные дворцовые сады, но и благоустраиваются достаточно большие территории, предназначенные для царской охоты, так называемые парадизы. В современном представлении, это окультуренная стараниями садовода природная растительность, более напоминающая парк.
Персия подарила миру ряд исключительно декоративных и полюбившихся садоводам всего мира культур: розы, спиреи, лилии, тюльпаны. Она оказала огромное влияние на развитие ландшафтного искусства не только стран Востока, но и Древней Греции и Испании (мавританские сады).
В Древней Греции имелись и собственные садоводческие традиции. В садах выращивали плодовые – яблоню, персик, маслину, группу, айву, гранат и непременно виноград; высаживали овощные, пряные и цветочные растения. Священные рощи благоустраивали в честь богов и украшали скульптурами. Для спортивных игр и состязаний стали создавать специальные парки, а «философские» рощи предназначались для раздумий и занятий науками. Рощи и парки состояли уже из лесных пород: каштанов, вязов, платанов, дубов. Массивы зелени пересекались прямыми дорогами-аллеями.
По мере развития городов развивалось и городское озеленение, включавшее как дворцовые, так и публичные сады и парки, богато украшенные фонтанами, скульптурой, увитыми виноградом беседками. В ряде случаев посадки делали на выровненных террасах, связанных между собой лестницами, что придавало садам еще большую прелесть. В условиях гористой Греции террасирование стало вполне естественным приемом ландшафтного искусства.
Богатство и роскошь Древнего Рима нашли свое отражение и в садоводстве, расцвет которого приходится на I в. До н.э. – I в. н.э. По примеру частные сады состояли из плодовых растений, в то же время в них нашлось место лавру, кипарисам, платанам, самшиту, каштанам и другим древесным растениям местной флоры. Дома имели уютный небольшой дворик – перистиль, где, как правило, росли виноград, благородный лавр и неприхотливые цветы. Во внутренних двориках почти всегда присутствовала вода.
Городские улицы и площади обсаживали рядами деревьев и кустарников, и зелень улиц сливалась с зеленью частных садов. Загородные виллы богатых патрициев утопали в садах, поражавших своей роскошью. Почти каждый сад имел бассейн или купальню, часто выложенную мозаикой. Великолепные колоннады, портики, мраморные скамьи и вазы, скульптурные изображения богов или героев, украшавшие сад, подчеркивали богатство хозяина. В планировке таких садов прослеживались традиции античной Греции: зеленые массивы рассекали прямые аллеи, в пересечении которых стояли скульптуры, фонтаны, беседки; природные гроты украшали колонны, поддерживающие свод. Греческие сады – ипподромы – утрачивают функции стадиона для спортивных состязаний, но сохраняют форму прямоугольного поля с одной закругленной стороной. По периметру открытого пространства высаживали аллеи из деревьев и кустарников. Появляются и новые решения. Фасадную часть перед домом стали оформлять как сад-ксист, или плоский сад, впоследствии получивший свое развитие в партерах. В то же время в садах выделяются определенные функциональные зоны: плодовый сад, огород и декоративный сад.
В дальнейшем сады античности оказали огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры всей Европы.

Средние века с их непрекращающимися войнами не благоприятствовали развитию садоводства. Сады «спрятались» за крепостными стенами. Как правило, эти очень маленькие внутренние садики при замках имели колодец, бассейн или фонтан, несколько кустов роз или шиповника, скамью, покрытую дерном, клумбы с красивым рисунком из цветов, несколько плодовых деревьев – обычно яблонь. Монастырские сады, также очень небольшие, традиционно пересекались двумя взаимно перпендикулярными дорожками, образующими крест, в пересечении которого устраивали фонтан или колодец, часто крест или распятие. Основной состав растений – лекарственные, пряные травы и достаточно много цветочных растений. Именно в монастырских садах накапливался опыт выращивания диких растений в условиях культуры, целенаправленно формировались первые ботанические коллекции. Несколько позднее при университетах появляются и первые ботанические сады.
В Испании, находившейся в течение семи веков (с VII по XIVв.) под влиянием арабов, на основе опыта и традиций как восточного, так и римского садоводства сформировался новый тип сад – мавританский сад. Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) – продолжение покоев дома – представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи и крытые аллеи, увитые виноградом или плетистыми розами. Большое внимание уделялось воде, что естественно для страны с жарким климатом. Каналы, фонтаны, бассейны, источники – вода присутствует в каждом саду и заключена в самые разные формы: спокойная зеркальная гладь, струящиеся истекающие ленты, падающие струи, разлетающиеся брызги. Планировка сада регулярная, но деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно; обилие цветов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность. Однако здание и сад не были связаны общим композиционным решением и в известном смысле не зависели друг от друга.

Вслед за мрачным Средневековьем наступила эпоха Возрождения (XIV – XVвв.) – эпоха расцвета культуры и искусства. В Италии формируется так называемый медицийский тип сада, для которого характерно в первую очередь композиционное единство с архитектурными сооружениями. Богато и разнообразно декорированные сады разбивали непосредственно у дома, часто на террасированном склоне. Террасы соединялись между собой лестницами, которые становились одним из главных декоративных элементов сада. Подпорные стенки украшали гротами, колоннами, маскаронами, в нишах устанавливали скульптуры, вазы, устраивали пристенные источники и фонтаны. Воды, также как и в мавританских садах, очень много, но только в более богатом оформлении. Сооружались весьма сложные гидротехнические системы, подающие воду во множество фонтанов, прудов, каналов и бассейнов. Регулярная планировка садов предполагала аллейную посадку деревьев и кустарников, подчеркивавших осевую симметрию сада. Тщательно продумывались видовые точки, находившиеся в пересечении аллей, - там возводили беседки, павильоны, фонтаны, бассейны, устанавливали скамьи, скульптуры и т.д. Предпочтение отдавали тем растениям, которые хорошо поддаются стрижке и долго после нее сохраняют правильную форму (вечнозеленые, медленнорастущие, мелколистные), - лавру, мирту, самшиту. Широко распространены шпалеры, увитые виноградом, плетистыми розами. В оформлении сада впервые появляются боскеты – геометрически правильные и симметрично расположенные небольшие участки, обрамленные стриженой изгородью из самшита. Внутри боскетов высаживали деревья, кустарники или цветы. Посадки могли быть регулярными или свободными. В целом сад планировался как дом, имеющий несколько «комнат», как бы перенесенных на открытый воздух. Одна из таких «комнат» предназначалась для отдыха – это небольших размеров, скрытый от посторонних взглядов садик для уединения и раздумий.
Особенно декоративно оформляли партеры перед фасадом главного здания. Их украшали красивоцветущими кустарниками, клумбами и причудливыми арабесками из цветов и стриженых кустарников. Составной частью партера могли быть симметрично расположенные пруды с фонтанами или без них. В целом планировка сада подчинялась общему архитектурному решению при господствующей роли дома.
Итальянские сады эпохи Возрождения создали неповторимые садово-парковые ансамбли, красоту и гармонию которых, казалось бы, невозможно превзойти, но уже в XVI – XVII вв. во Франции строятся парки (в том числе и Версаль), ни в чем не уступавшие итальянским, а по масштабности решения и превосходившие их. Основные приемы паркостроения Италии, безусловно использовались французскими архитекторами, однако при этом были учтены и природные условия Франции – равнинный ландшафт и более умеренный климат. Регулярная планировка сохранялась, но сады не ограничивались оградой дома, а выходили за ее пределы; широкая главная перспектива и подчиненные ей второстепенные; лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка; чередование детально проработанных, часто очень сложных партеров. Партеры, обрамленные стриженными изгородями, включали декоративные бассейны, пруды, каналы и фонтаны; оформлялись изысканными цветниками и арабесками с использованием цветного песка и кирпичной крошки. В целом парк представлялся своеобразным городом, где аллеи – улицы, пересечения аллей – площади, боскеты – кварталы или дома. Воды не так много, как в итальянских парках, преобладали водоемы со спокойной водной поверхностью, более похожие на зеркала, отражающие небо, солнце и окружающую роскошь.
Ассортимент растений садов и парков достаточно разнообразен: бук, дуб, граб, каштан, липа, вяз, ясень; очень много цитрусовых в кадках, которые в теплое время года выставляли на открытый воздух, а на зиму убирали в оранжереи. Перголы и шпалеры оплетены различными вьющимися растениями. В XVII в. во Франции закладывается целый ряд прекрасных регулярных парков, каждый из которых – жемчужина ландшафтной архитектуры. Французская школа садоводства завоевывает заслуженное признание, и аналогичные садово-парковые ансамбли возникают по всей Европе, включая Австрию, Польшу, Россию, Германию и т.д. Регулярный стиль господствовал повсеместно вплоть до конца XVIII в.
Изменение философских идей, связанных с развитием общественно-экономического строя, а именно, с зарождением капитализма, способствовало появлению свободолюбивых идей и в искусстве. Естественно, что в ландшафтной архитектуре возникли новые тенденции, направленные на воспроизведение природных пейзажей.
Регулярный стиль критиковался как чересчур формальный, статичный, в значительной мере нарушающий естественный ландшафт. В Англии, на фоне холмистого рельефа, лугов и полей, украшенных живописными группами деревьев, зарождался новый пейзажный стиль. Садоводы рассматривали природный ландшафт как часть сада или парка, которые искусно формировали вырубкой или дополнительной посадкой деревьев, кустарников и цветов. Дорожки прокладывали по наиболее живописным местам. Создавали и искусственные ландшафты, и пейзажи, имитировавшие природу, проводя при этом достаточно масштабные работы: насыпали холмы, изменяли береговую линию водоемов или выкапывали искусственные водоемы, выравнивали открытые поляны, высаживали большое количество растений. Ландшафтный стиль динамичен и богат: по мере движению по дорожкам открывались все новые и новые картины. Смена пейзажей постоянно привлекала внимание, не создавала впечатления монотонности и не вызывала пресыщенности. Более того, в отличие от помпезности большинства садов и парков регулярной планировки, ландшафтным паркам был присущ совершенно иной характер, меняющийся в зависимости от состояния погоды, времени дня и года. Приемы, использовавшиеся в ландшафтном паркостроении, также разнообразны, как и сама природа. Прямые перспективы уступили место извилистым дорожкам, декоративные группы пришли на смену регулярным посадкам деревьев, строгие геометрические формы водоемов и цветников приобрели плавные очертания. Изменились и сами цветники: вместо клумб – миксбордеры (смешанные цветники), составленные более по законам живописи, нежели по законам архитектуры. Картинные пейзажи парка дополнены каменистыми гротами и пещерами, павильонами, шалашами и хижинами. Часто строят искусственные водотоки с порогами, небольшими водопадами и каменистыми переходами через воду. Для удобства созерцания особенно красивых пейзажей устраивали видовые площадки. С этой же целью в местах видовых точек устанавливали садовые скамьи. Основной список древесных растений пейзажных парков изначально составляли местные растения, но со временем ассортимент значительно дополнился и расширился за счет декоративных экзотов. Революционным можно считать устройство миксбордеров из самых обычных полевых цветов.
Говоря о ландшафтном (пейзажном) стиле в паркостроении, нельзя не упомянуть о садах Восточной Азии, понимание которых требует не только прямого восприятия организованного определенным образом пространства, но и знания восточной культуры и философии, основанной на буддистской религии. Касаясь только внешней стороны садово-паркового искусства стран Восточной Азии, следует отметить присущую им особую утонченность, гармоничность, вкус и чувство меры. Садово-парковое искусство Японии формировалось под влиянием китайских традиций, с которыми европейцы знакомы несколько меньше, чем с японскими. Сады и парки создавались в Китае еще до новой эры, но расцвет паркостроения приходится на X – XIV вв. н.э. В садах и парках водоемы, часто с островами, занимали достаточно большие пространства, ассортимент растений разнообразен, как и сама природа Восточной Азии. Садовых построек не много, в основном это мосты, небольшие легкие беседки или павильоны. В большей мере использовался природный материал: красивые одиночные камни или композиции из нескольких камней, стволы деревьев, галька и песок. Практически каждый элемент сада имел смысловое значение, символизируя тот или иной материальный объект или абстрактное понятие. Японские сады во многом унаследовали китайские традиции, еще более одухотворив создаваемый искусственно ландшафт. И светские, и храмовые сады созерцательны, во многом каноничны, но бесконечно разнообразны. Причем разнообразие достигается не столько композиционным решением, сколько использованием широкого спектра самых разных растений и материалов. Неповторяемость элементов, обусловленная живой природой, их противопоставление и сопоставление и в то же время гармоничность сочетаний растений, камней, воды, садового декора абсолютно индивидуальны для каждого сада.
Ландшафтный стиль по своей сути предполагает подражание природе, имитацию ее лучших образцов. Природа же – неисчерпаемый источник. Многообразие ее проявлений, фантастичность ландшафтов, разнообразие цвета и форм способствуют появлению у садоводов новых и новых идей.